Сокровища буддийских пещер Дуньхуана


В мае этого года в Лос-Анджелесе в выставочном Центре Гетти открывается выставка «Пещерные храмы Дуньхуана: буддийское искусство на китайском Шелковом пути». Устроители обещают, что посетители выставки смогут не только увидеть редкие произведения искусства из знаменитых пещер, но и попасть внутрь трех из этих пещер, не покидая при этом выставочного зала.

Согласно легенде, в 366 году буддийскому монаху Юэ Цзунь явилось видение тысячи будд на горе возле города Дуньхуана на северо-западе Китая. Чтобы сделать видение реальностью, он начал рыть пещеры в этой горе. Неизвестно, был ли этот Юэ Цзунь исторической личностью, но буддийские монахи действительно в IV веке приступили к сооружению пещерных храмов в Дуньхуане.

Работы продолжались тысячу лет, до XIV века. Благочестивые миряне, некоторые из которых были весьма состоятельны, не скупились на дары храмам. В результате в горе вырос внушительный комплекс из 492 пещер, украшенных изысканными стенными росписями и глиняными скульптурами, которых насчитывается более двух тысяч. Самая большая из статуй Будды в пещерах имеет высоту более 35 метров, это третья по величине статуя Будды в Китае. А общая площадь настенной живописи составляет более 46 тысяч квадратных метров. Храмовый комплекс получил название Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»), часто его также именуют пещерами Могао – по названию самой большой из 492 пещер.

Дуньхуан, расположенный в оазисе пустыни Гоби, служил воротами Великого Шелкового пути. Его упадок начался в 1227 году, когда эти места впервые разорили монголы. С установлением власти монгольского хана Хубилая, основавшего в Китае династию Юань, город Дуньхуан пережил период возрождения, но полностью так и не восстановился, поскольку так как основные торговые пути сместились севернее, проходя теперь по территории Монгольской державы. С установлением династии Мин в XIV веке торговля по Великому Шелковому пути почти прекратилась, китайские товары стали вывозить морем. В результате Дуньхуан и другие города, расположенные в оазисах пустыни Гоби, пришли в упадок. Заброшен был и храмовый комплекс Пещеры тысячи Будд.

С 1892 года даосский монах Ван Юаньлу стал восстанавливать пещерные храмы, в одиночку расчищая засыпавший их песок и ремонтируя деревянные конструкции. В ходе работы Ван Юаньлу в 1900 году обнаружил в пещере номер 17 тайник, где хранилась уникальная библиотека. В ней оказалось более 50 000 рукописей, печатных текстов, картин на бумаге и шелке, среди которых были не только буддийские, но также и конфуцианские, даосские, манихейские, несторианские тексты, труды по медицине, календари, юридические и финансовые документы, трактаты по музыке и танцам и многое другое. Книги в 17-й пещере, которую стали с тех пор называть «Пещерой рукописей» или «Библиотечной пещерой», были на китайском, санскрите, пали, тангутском, хотанском, согдийском, иврите. Среди них была и знаменитая «Книга гаданий» – уникальный манихейский памятник на древнетюркском языке, единственный текст, записанный тюркским руническим письмом не на камне, а на бумаге.

Как потом установили исследователи, тайник в пещере номер 17 возник около 1010 года. Тогда Дуньхуану угрожала армия Юсуф Кадыр-хана из мусульманского Караханидского государства, поэтому местные жители решили спрятать все рукописи и изображения, которые могли бы быть уничтожены, если оазис захватит караханидское войско.

Среди находок в «Пещере рукописей» выделяется свиток с текстом «Алмазной сутры». Сам текст был переведен с санскрита на китайский язык в III или IV веке и стал одним из основных документов буддизма махаяны. Данный свиток примечателен тем, что он претендует на звание самой древней печатной книги в мире. Напечатана «Алмазная сутра» методом ксилографии на семи листах бумаги, соединенных в один свиток длиной более 4,5 метров. На свитке имеется надпись: «С благоговением сделано для всеобщего бесплатного распространения Ван Цзе по поручению его родителей в 15-м числе 4-й луны года Сяньтун», то есть в переводе на современный календарь текст отпечатан 11 мая 868 года. Существует только один печатный памятник, возраст которого превосходит «Алмазную сутру» из Дуньхуана, это буддийский трактат 704 – 751 года, найденный в 1966 году в южнокорейском монастыре Пульгукса.

Получив в распоряжения бесценные рукописные сокровища, Ван Юаньлу не знал, что с ними делать. Он намеревался лишь основать в пещерах даосский храм. Обеспечить сохранность древних памятников он был не в состоянии. Ван Юаньлу показал некоторые из рукописей местным властям, но у них древние памятники тоже не вызвали никакого интереса. В 1904 году губернатор просто приказал снова запечатать пещеру с рукописями и предоставить их заботе Ван Юаньлу.

Ван Юаньлу не был готов к должности хранителя древней библиотеки, да и работа по расчистке пещер, которую он не прекратил, требовала средств. Поэтому вскоре он решил, что если рукописи не интересуют китайское правительство, то, возможно, они пригодятся ученым из Европы. Первым европейцем, которому Ван Юаньлу показал «Пещеру рукописей» стал в 1907 году британский путешественник и археолог Марк Аурель Стейн.

Стейн был поражен увиденным: «Вид маленькой комнаты заставил мои глаза широко распахнуться. В тусклом свете фонаря монаха передо мной предстали лежащие сплошной массой, безо всякого порядка кипы рукописей высотой до десяти футов. Как показало дальнейшее исследование, их общий объем достигал 500 кубических футов. Свободного пространства хватало лишь на двух стоящих человек». Стейн за сравнительно небольшие деньги приобрел у Ван Юаньлу 24 коробки с манускриптами и 5 коробок с живописью на шелку. Когда приобретенные Стейном рукописи попали в Британский музей, они принесли ему славу и рыцарский титул.

Затем Ван Юаньлу продал еще несколько «партий» древних рукописей. Покупателями были французский востоковед Поль Пеллио, японский путешественник и настоятель буддийского монастыре Отани Кодзуй, русский ученый Сергей Ольденбург. Стейн также снова наведался в Дуньхуан и купил еще 600 рукописей. Лишь перед Первой мировой войной китайское правительство постановило прекратить распродажу и перевести все оставшиеся манускрипты в Пекин.

Судьба пещера изменилась после того, как в 1941 году их посетил китайский художник У Цзожэнь. Его ученик Чжан Дацянь с группой помощников остался в Дуньхуане, занявшись планомерной реставрацией фресок. В 1943 году он устроил выставку копий этих фресок в Пекине, которая привлекла внимание к древнему памятнику. Историк Сян Да убедил видного деятеля партии Гоминьдан Юй Южэня, отвечавшего в правительстве Чан Кайши за культуру и искусства, выделить средства на восстановление пещерных храмов и создать Исследовательский институт искусства Дуньхуана, который бы занялся заботой о храмовом комплексе. Ныне созданное тогда учреждение называется Академией Дуньхуана. В 1956 году пещеры лично посетил Чжоу Эньлай, председатель Госсовета КНР, который после этого распорядился о более масштабном выделении средств, и в 1961 году пещеры были объявлены особо охраняемым историческим памятником, что спасло их от ущерба, который был нанесен многим религиозным сооружениям в годы культурной революции. В 1987 году пещеры вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Специалисты из Института сохранения предметов искусства Гетти работают в пещерном комплексе совместно с учеными из Академии Дуньхуана с 1989 года. Их деятельность в основном посвящена реставрации изображений на стенах и потолках пещер, а также восстановлению статуй.

Многие из реставрированных предметов будут представлены на нынешней выставке в Лос-Анджелесе. Также в экспозиции будут представлены некоторые объекты из Британского музея, в том числе «Алмазная сутра», которая не покидала Великобританию более ста лет, с тех пор как ее привез из Китая Стейн.

Одним из основных объектов выставки станут реплики трех дуньхуанских пещер. Организаторы особенно подчеркивают, что это не просто аттракцион для посетителей, а точная научная реконструкция. При создании росписей были использованы красители, приготовленные по воссозданной рецептуре тех пигментов, которыми были нарисованы подлинные фрески пещерного комплекса. А статуи Будды и бодхисатв не только точно соответствуют подлинникам, но и выполнены из глины, добытой возле пещер, там, где добывали глину древние скульпторы.

Выставка будет работать в Центре Гетти с 7 мая по 4 сентября 2016 года.


Подробнее http://polit.ru/article


Просмотров: 232
0


0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.