Нужно зависеть от поучений, а не от учителя

Дата новости: 19.02.2015    Раздел: Учителя  

Первая часть поучений на тему «Четыре опоры мудрого», данных Гьялвой Шамарпой в 2004 году в центре «Путь Бодхи» в Вирджинии, США. Ринпоче объяснил, что традиционные поучения о четырех опорах помогают выработать способность к правильному суждению, которая в дальнейшем поможет научиться доверять своему здравому смыслу, так что никто не сможет сбить нас с толку или направить по ложному пути.

[cut]


Нас часто впечатляют ораторы, ослепляющие блеском своей харизмы. Мощные личности могут вызывать в слушателях сильные эмоции. Забавные, дерзкие или обаятельные ораторы или учителя могут подвигнуть нас к действию. Кажется, в наши дни учитель должен стать «оратором-мотиватором», чтобы у него были хоть какие-то студенты.

Это может стать причиной проблем. Нужно ли перечислять харизматичных лидеров прошлого, которые привели людей к великим страданиям? Внешность может быть обманчива. Обаяние не расскажет нам, правильными знаниями обладает человек или нет.

Выбирайте духовного учителя с такой же осторожностью, как хирурга. Ваша жизнь зависит от навыков врача, и нечто бесконечно более важное зависит от навыков духовного учителя.

Конечно, многие люди, интересующиеся буддизмом, все еще не чувствуют, что готовы к личным отношениям с учителем. Возможно, для них достаточно читать книги о Дхарме, написанные разными учителями. Вначале это помогает изучению. Однако если мы хотим, чтобы наша практика вышла за пределы поверхностного, если хотим развиваться, тогда в какой-то момент нам придется найти учителя.

Я хотел бы, чтобы вы выбирали учителя Дхармы столь же внимательно, как хирурга-онколога. Прежде чем связать себя обязательствами с одним учителем, вы должны провести исследование. Соберите сведения о нескольких учителях. Затем выберете одного, основываясь на самых важных критериях: навык учительства, медитативное осознавание и знание Дхармы.

Традиционно учителей буддийской философии отделяют от учителей медитации. Сложно найти того, кто по-настоящему сведущ в обеих областях. Однако искусных в медитации учителей найти еще труднее, чем тех, кто обладает хорошими академическими знаниями в области философии. Преподающие философию могут даже научить базовым техникам медитации. Однако более сложным практикам может обучать лишь тот, кто сам продвинулся на буддийском пути.

Буддийские учителя должны передавать Учение Будды, а не свое собственное. Так что полезно хоть немного знать об этом Учении. Читайте книги об историческом Будде или великих учителях прошлого — учениках Будды и тибетских мастерах, например, Миларепе. Это поможет вам понять, передает ли учитель подлинную Дхарму.

Людям нравится следовать за приятными словами. Выразительная речь может быть весьма убедительной. С помощью искусных формулировок можно сделать значение слов более ясным, или придать им красоту, как стихотворению или песне; слова можно использовать, чтобы впечатлить слушателей и дать им понять, что вы образованы и владеете риторикой. Однако смысл важнее всего: это должен быть правильный смысл.

Что такое «правильный смысл» в контексте духовных поучений? Во-первых, поучения должны приносить пользу. Во-вторых, нести истину. Если оба критерия соблюдены, тогда слова не столь важны. Однако хорошая формулировка может сделать правильные поучения интереснее и проще для восприятия, так что это полезно. Если же вы пользуетесь хорошими формулировками, но говорите ложь, они не только не имеют ценности, но и вредны, потому что могут привести людей к неверным взглядам и ошибкам.

Приведу пример. Много лет назад жил да был один ученый брамин, и была у него красавица-жена. Достигнув преклонных лет, брамин заболел и понял, что скоро умрет. Он был ревнивцем, и очень испугался, что после его смерти жена выйдет за другого. Будучи ученым и весьма решительным человеком, он сделал нечто особенное. Он собрал все силы и написал книгу, призванную убедить его жену прыгнуть в его погребальный костер. В книге говорилось, что когда тело брамина будет предложено господу Шиве, оно превратиться из горящего тела в «освобожденное». Поскольку жена брамина — не просто жена, а богиня, принимающая участие в священном союзе, она должна присоединиться к мужу, чтобы также достичь Освобождения. Стиль и язык книги были совершенны, ведь брамин был мастером риторики. Книга была столь убедительной, что его жена прыгнула в огонь. Это положило начало отвратительному обычаю самосожжения вдов в Индии. Он был повсеместно распространен до тех пор, пока его не запретили англичане, но и по сей день сохранился в некоторых регионах страны.

Слова — это цветок, украшение. Значение — это стержень. Красивые, но бессмысленные слова подобны украшению на трупе. Сила смысла проявится, даже если слова не слишком впечатляющи, также как естественная прелесть красивой женщины сияет, несмотря на отсутствие изысканных нарядов. Искусные формулировки в сочетании с правильным значением подобны прекрасной женщине, чья привлекательность подчеркнута изысканными драгоценностями.

Источник http://www.bodhipath.org/


Просмотров: 897
0


0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.