Самые древние буддийские храмы России

Дата новости: 08.12.2014    Раздел: Храмы, монастыри, святыни   Исследования  

На территории СССР остатки древних буддийских храмов находили в Средней Азии – в Узбекистане и Таджикистане. Раскапывали их также в Киргизии и юго-востоке Казахстана.

А на территории России самые древние буддийские храмы находят на Дальнем Востоке, они относятся к VII веку н. э. и связаны с государством Бохай (Цветущее), которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны. Бохайское государство было первым государственным образованием на территории Дальнего Востока России.

Однако имеются историчские сведения о том, что первые знакомства дальневосточных народов с буддизмом в виде отдельных артефактов приходятся на период распространения этой религии в Китае и Корее, то есть на I–IV вв. Этот факт подтверждается наличием в погребениях Корсаковского могильника на реке Амур, относящихся к I–II в. н. э., статуэтки Будды и фрагментов сосудов с изображениями цветков лотоса. Конечно, это не говорит о присутствии буддизма как религиозной системы. О том, в какой форме буддизм практиковался в Приморье и Приамурье в добохайский период, практически ничего не известно.
Амурская археологическая экспедиция исследовала за последние годы два храма в с. Тыр Ульчского р-на Хабаровского края, расположенного на правом берегу Амура в 120 км от его устья почти напротив впадения в него р. Амгунь. История возведения их известна благодаря надписям на каменных стелах, стоявших на вершине Тырского утёса, которые с конца 19 века хранятся в Приморском краевом музее им. В. К. Арсеньева во Владивостоке.


Буддийский храм 1433 г. в низовьях Амура возведён на месте буддийской кумирни, построенной монголам1260-1320 гг, когда в Тыре находилась ставка восточного наместника монгольского императора. Остатки пяти буддийских храмов найдены на территории современного российского Приморья: четыре в Уссурийском районе и один в Хасанском.
Все храмы возводились на искусственных насыпях, укрепленных каменными плитами. Крыши были двухъярусными и покрытыми черепицей.
Четыре уссурийских храма находились за пределами поселений и обносились валами. Хасанский храм стоял в городе, его статус был выше, а функции - сложнее.


Государство Бохай (698–926) включало в себя территории современного Приморского края, Приамурье, Северную Корею, а так же значительную часть Северо-Восточного Китая (Маньчжурию). Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала Когуре и тюрок, а затем китайской империи Тан. В отличие от ближайших соседей, Бохай был независимым от Китая государством, что свидетельствует об экономической и военной мощи королевства. Государство имело развитую административную систему. Территория делилась на 5 столиц, 15 округов, 62 префектуры, 125 уездов. Идея пяти столиц уходит корнями в дальневосточную систему гармонии пяти элементов (металл, вода, дерево, огонь, земля). Во главе государства стоял кэду (король), указы которого имели силу закона. Исполнительная власть была сосредоточена в шести министерствах. Для вступления в чин госслужащие были обязаны сдавать экзамены.


В государстве имелась сильная армия, а бохайская панцирная конница не знала себе равных. К тому же Бохай обладал мощным военно-морским и торговым флотом. Крупным морским портом на территории приморского края было, например, Краскинское городище (Хасанский район).
В VIII–IX вв. Бохай был сложившимся мощным государством, установившим обширные торговые и политические связи как с ближайшими соседями — Китаем, Кореей и Японией, так и с более отдаленными территориями. Для осуществления регулярных торговых связей с тюрко- и монголоязычными народами Южной Сибири и даже ираноязычными народами Средней Азии была создана Соболья дорога (севернее Великого шелкового пути), по всей длине которой существовали торгово-ремесленные колонии.
Археологические исследования свидетельствуют о том, что это была богатая, самобытная, высокоразвитая культура со своими ремесленными традициями, наукой и искусством.


Население Бохая занималось земледелием, скотоводством, охотой, морским и рыбным промыслами. Пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, агат в больших количествах поставлялись бохайцами на внешний рынок, в том числе в Китай и Японию. Были развиты ремесленные производства — металлургия и металлообработка, изготовление станковой, поливной и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, стекловарение, ткачество, камнетесное и камнеобрабатывающее, ювелирное дело.
В средневековой Азии Бохай имел репутацию просвещенного королевства. Это подтверждает цитата русского востоковеда XIX в. В. Горского: «Бохай был одним из самых цветущих государств на берегу Восточного моря, страною просвещения и ученых». Бохай славился своими учеными, философами и поэтами. В городах строились библиотеки и университеты, в сельской местности открывались школы, где молодежь обучали грамоте. В источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения запрещалось жениться, пока они не овладеют грамотой и искусством стрельбы из лука. Это потрясающий факт, который указывает на наличие обязательной общеобразовательной системы. Для сравнения, в Европе общеобразовательная система появилась десятью веками позже. Существуют также сведения, что у бохайцев была собственная письменность.


Культура Бохая была открыта для внедрения элементов из других культур и стран. Но, конечно, в области культурных влияний и заимствований существовала и обратная связь. В Японии и Китае высоко ценилась бохайская музыка и поэзия. Так, например, японцы переняли у бохайцев особый жанр театрального представления — «бокай гаку», который исполнялся еще в прошлом столетии. У них же японцы позаимствовали миниатюрные скульптурки нэцкэ (хотя есть версия, что это результат более позднего влияния чжурчжэней). В исторических японских записях сохранились стихотворные буддийские молитвы бохайцев. В тех же источниках содержатся описания спортивных состязаний бохайских и японских лучников: «В 822 году прибывшие в Японию бохайцы приняли участие в матче верховой игры в поло».
Исследования археологов свидетельствуют о том, что в VIII веке буддизм стал доминирующей религией на территории Бохая, и произошло это при поддержке государства. В этот период здесь активно строятся буддийские храмы и монастыри. В Приморье археологами открыты остатки пяти буддийских храмов бохайского периода: в Краскинском городище Хасанского района, а также в Уссурийском районе — Копытинский, Абрикосовский, Борисовский и Корсаковский. При раскопках обнаружено много целых и фрагментированных статуэток Будды из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины.

Бохай просуществовал всего двести лет. Это было первое государство на территории Приморья. Именно государство Бохай заложило предпосылки для возникновения Маньчжурского государства и Золотой империи чжурчжэней.

В начале Х в. юго-западные соседи бохайцев — монголоязычные кидани — начали набирать силу и активно завоевывать соседние территории. Двадцатилетняя война ослабила бохайцев, и в 926 году кидани смогли сломить их сопротивление. На месте бохайских руин они создали свое королевство (Восточный Дань). После падения Бохая часть его населения ассимилировалась с киданями и осталась на своих территориях, а часть объединилась с чжурчжэнями и другими тунгусо-маньчжурскими народами. Это новообразование получило название «чжурчжэни» (непокорный народ).


Почти двести лет продолжалось противостояние между киданями и чжурчжэнями. В конце концов «непокорному народу» удалось не только разгромить киданей, но и отвоевать часть Китайской империи. Надо отметить, что кидани тоже были буддистами.
Государство Цзинь (1115-1234) было хозяином на территориях Приморья, Приамурья, Маньчжурии, Восточной Монголии, Северном и Центральном Китае. Китайская империя в этот период была фактически под управлением чжурчжэньской династии. Да и современные историки предпочитают его игнорировать, рассматривая цзиньскую династию как одну из китайских династий, и списывая все научные и культурные достижения этого периода в пользу Китая. А достижений было немало: чугун, порох, бумажные деньги. Все эти чжурчжэньские изобретения с успехом используются по сей день – и не только в Азии.

http://burnews.ru/samye-drevnie-buddijskie-hramy-rossii


Просмотров: 2364
0


0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.