Интервью Шамара Ринпоче для "Вашингтон пост"

Дата новости: 06.12.2014    Раздел: Учение, книги, тексты   Учителя  

Мы много чего думаем о смерти: что в действительности происходит? Как я буду это ощущать? Если что-то за ее пределами?
Шамар Ринпоче был Четырнадцатым Шамарпой, тибетским Ламой в Красной шапке, одного уровня с Далай Ламой. Красношапочная школа буддизма — одна из самых древних, она появилось примерно в XIII веке. Ринпоче верил в буддийское учение о том, что добрые дела, совершенные в этой жизни, успешно перенесут его в следующую.
Он медитировал по многу часов в день, говоря, что практика делает ум спокойным и контролируемым, и особенно полезна, когда человек стареет. Шамар Ринпоче внезапно умер этим летом в возрасте 61 года, скорее всего — от сердечного приступа. «Все существа, даже сам Будда, должны умереть», — сказал он своим последователям прямо перед своим уходом.
Несколькими неделями ранее он побывал в Вашингтоне, где беседовал с The Washington Post о своей жизни и о том, что будет после. 

[cut]

Расскажите о своем происхождении и Красной шапке.

В Тибете меня называют Лама в Красной шапке. В тибетском буддизме есть 4 основные школы. Я — из Кагьюпы (прим.: Карма Кагью). «Шамар» означает «красная шапка». Высокие ламы, держатели линии преемственности, перерождаются.
Я покинул Тибет, когда мне было 7 лет, и уехал в Индию. В 1996 году я прилетел в США и обосновался в Вирджинии. Я создал новый институт — центр Bodhi Path (прим.: «Путь бодхисатвы»). Вирджинию я выбрал, потому что многие другие буддийские учителя обошли ее вниманием.

В наши дни медитация очень популярна, в связи с исследованиями о том, что эта практика может улучшить состояние здоровья.

Суть медитации в том, чтобы получить полный контроль над умом. Если вы хотите, чтобы он находился в спокойном, мирном состоянии, необходимо полностью его контролировать. Иначе покоя вам не видать. Для того чтобы полностью овладеть своим умом, как Будда и другие учителя, нужно развить определенные навыки. Так возник буддизм.
В подростковом возрасте медитация не очень четкая, но потом, в 25-30 лет, практика становится намного лучше, проще и устойчивей. Для того чтобы медитировать, нужно быть зрелым.

Вы, должно быть, много медитируете.

Чаще всего я встаю рано утром, в 5.30. Поскольку физически я старею, для того чтобы проснуться, я занимаюсь йогой. Я практикую только «физическую» йогу, разновидность хатха-йоги. Она свободна от религии. Настоящая йога, но без примеси религии. Я занимаюсь этим только ради упражнений, 15 минут каждый день.
Я лежу на полу. Вдох, выдох. Дыхание. Задержка дыхания. Это действительно помогает. Это насыщает энергией. Потом я медитирую. Йогой я занимаюсь в гостиной, или на террасе, на свежем воздухе. Медитирую в комнате для медитаций, на жесткой подушке. У меня есть изящное изображение Будды. Очень тихо. Через окно я вижу деревья. Вирджиния — прекрасное место для медитации.
Я закрываю дверь, сажусь, и остаюсь один в комнате для медитаций. Я практикую так медленно, как могу. Медитирую один час, но потом еще много раз в течение дня.
В молодости я знал портного, который говаривал: когда научишься как следует медитировать во время шитья, сможешь контролировать ум. Тогда я ему не поверил. Однако это правда.

Почему это важно?

Это делает ум спокойным. Вас не будет мучить ничто, происходящее вокруг, депрессия и тревога. Я не подвержен депрессии. Этого просто не существует в моей системе. Я не могу вообразить депрессию. Я очень счастлив. Когда умерла моя мама, у меня была поверхностная депрессия, но это чувство не было глубоким.
Медитация очень хороша для зрелого возраста. Пожилые люди должны уметь медитировать. Тогда, состарившись, человек не будет чувствовать себя старым… Покой ума, который можно развить в медитации, невозможно сравнить ни с чем в обычной жизни.

Вы чувствуете себя старым?

Конечно, но не на уровне ума. В уме я не ощущаю себя старым. Может быть, если проживу до 90 лет, тогда почувствую, но я уверен, что мой ум это не потревожит.

Что вы думаете о своей будущей реинкарнации?

В соответствии с буддийской теорией, все живые существа перерождаются. Величайшие из перерождающихся существ — те, кто в прошлом практиковал сочувствие, те, кто достиг совершенства в практике сочувствия.
Например, скажем, у меня много сочувствия; из этого сочувствия, из любви я помог очень многим людям. Это значит, что мое перерождение будет столь же хорошим, как прошлое, или лучше. Базовая теория гласит, что сочувственная личность перерождается снова, чтобы помогать живым существам в соответствие со своими пожеланиями.

Чего желаете вы?

Я делал пожелания о том, чтобы быть чрезвычайно полезным множеству живых существ.
Я крайне обеспокоен жестоким убийством животных. Это очень тревожит меня. Я очень сердит — это не агрессия, а разочарование — из-за того, что китайцев не волнует, как они убивают животных. Китайцы очень жестоки, когда убивают зверей. Я хочу спасти их.
Мое пожелание таково: раз в этой жизни я не обладал достаточным влиянием, чтобы помогать бесчисленным животным, в следующей жизни я должен стать тем, кто делает это. Не знаю, может, китайским президентом? (Смеется).
Это причина и следствие. Это карма.

Вы думаете о смерти?

Если смерть придет, никаких проблем, я уже сделал хорошие пожелания. Я последую за ними. Пока я здесь, я счастлив, а в следующей жизни я последую за своими пожеланиями.

Оригинал текста >>

 


Просмотров: 1741
0


1 комментарий

avatar
Спасибо! Очень хорошее интервью.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.