Тхеравада против математики (апрельские тезисы)


RSS
Тхеравада против математики (апрельские тезисы), Дискуссия на Дхаммавил
 
(резюме 25.04.2019)

https://dhammawheel.com/viewtopic.php?f=13&t=33879

Тхеравада предлагает принимать на веру математически невозможную модель реальности: её школьная Абхидхамма противоречит теории вероятности.

Понятие о "существе" в тхеравадинской Абхидхамме есть понятие о вообще не существующем (сатта-паннатти есть авидджамана-паннатти). Не было никого, кто мог бы влиять на события. Свободно избранных "кем-то" событий быть не может. Значит, в безначальном буддийском прошлом (цепь обусловленных дхамм не имеет первого звена) уже произошли бы все возможные события: события случайные или закономерные. Если реализация Ниббаны относится к возможным событиям, то все причины и условия безлично-механического достижения Ниббаны должны были уже сложиться в бесконечном прошлом.

Теорема о бесконечных обезьянах: «вероятность того, что бесконечное количество обезьян напечатают любой данный текст с первой попытки, равна 1». Здесь "обезьяна" - прошлая жизнь. "Текст" - последовательность комбинаций дхамм, завершающаяся реализацией Ниббаны. Поскольку количество прошлых жизней не ограничено, то вероятность ниббанизации в прошлых жизнях равна 1, Ниббана должна оказаться уже реализованной за бесконечность прошлого всеми "людьми" без исключения.

(Это противоречие не снимается "Двумя Истинами". Если в Дхамме речь идёт о подлинной реальности (о данности здесь-и-сейчас), то справедлив логический закон исключённого третьего. Истинно либо "А", либо "Не А", третьего не дано. Нельзя одновременно утверждать, что сатта не существует (Параматтха-сачча: "А") и что такое утверждение несправедливо (Саммути-сачча: "Не-А"). "Две Истины", одновременно утверждающие истинность суждений "А" и "Не А", противоречат логике.)

Жёстко детерминированный процесс может быть формализован как единое событие. Жёстко детерминированный процесс происходит с той или иной вероятностью, если процесс возможен. Бесконечно малая вероятность не тождественна нулевой: событие с нулевой вероятностью относится к невозможным («парадокс нулевой вероятности» разрешён введением бесконечно малой вероятности).

Уточним терминологию.

Испытание - это совокупность причин и условий, ведущих к исходу. Исход является случайным, если испытание, приводящее к какому-либо исходу, имеет и другой исход.

Случайное событие - это любая совокупность случайных исходов.

Достоверное (жёстко детерминированное) событие - это исход, который обязательно произойдет при данном испытании.

Невозможное событие - исход, который заведомо не произойдёт при данном испытании.

Итак, испытание - это предыдущая комбинация конечного числа дхамм. Исход это последующая комбинация конечного числа дхамм. При отсутствии субъекта свободного выбора, все события сводятся к случайным, достоверным и невозможным (как в физической модели).

Если есть случайные события, исходный тезис про теорему о бесконечных обезьянах справедлив.

Если нет случайных событий, то все события сводятся к достоверным и невозможным. Если нет случайных событий, то все возможные события оказываются достоверными (жёстко детерминированными).

Обозначим последнюю комбинацию дхамм перед проявлением Ниббаны как достоверное событие А.

Возражение на тезис с теоремой о бесконечных обезьянах сводится к тому, что достоверное событие А может не произойти при бесконечном количестве испытаний. Это возможно, только если в этом бесконечном наборе испытаний нет комбинации причин и условий, предшествующих достоверному событию А. Но такая комбинация, как и любое испытание, также является достоверным событием.

Если нет испытания, нет для него собрания причин с условиями, и так мы отрицаем причины и условия до бесконечности. Во всей бесконечности причин и условий нет ни одной комбинации, которая могла бы инициировать последовательность шагов, которая заканчивается детерминированным событием А.

Последняя комбинация дхамм перед проявлением Ниббаны – невозможное событие, если прямо сейчас она не наблюдается. Если прямо сейчас она не наблюдается, в будущем тоже неоткуда взяться причинам и условиям детерминированного события А.

Нельзя списать недостижение Ниббаны на бесконечное количество «существ», поскольку каждое «существо» без исключения имеет бесконечное количество прошлых жизней.

Нельзя и объяснить недостижение Ниббаны свободным выбором, потому что свобода исключает абхидхаммическое отрицание реальности «существа» (где свобода воли, там в каком-то смысле существо). В системе мереологического нигилизма, сводящего реальность к атомарным дхаммам, «свободный выбор» это либо одна из дхамм (полностью детерминированных или случайных), либо голая кажимость.
Субъект не обладает в Тхераваде никакой реальностью («человек» иллюзорен точно так же, как «Мировая Душа»: нельзя называть человеком поток дхамм, нельзя называть личностью систему пяти кхандх, как в Махаяне). Понятие о существе, для Тхеравады, это понятие о чём-то вообще не существующем: авидджамана-паннатти.

Итак, доктрина Тхеравады противоречит не только Мадхьямаке, но и математике. Учение Будды, совершенное в начале, в середине и в конце, непротиворечиво. Тхеравада это школа ошибочных (нигилистических) толкований, а не школа-хранительница Учения Будды.
Была ли полезна информация?
 
https://theravada.world/nibbana-beginningless/

Бенкен: "Всё дело в мощности множеств: мощность множества существ больше, чем мощность множества времени, возможностей достижения Ниббаны. Кто понял, о чём дальше можно не читать, сразу перейти в выводу в конце, так как понятно, что из-за этого все существа никогда не достигнут Ниббаны."

"Существ" можно считать, не пропуская ни одного, последовательно: 1, 2, 3... до бесконечности. Это счётное бесконечное множество. Моменты прошлого можно отсчитывать в обратном направлении, не пропуская ни одной кшаны: 1, 2, 3... до бесконечности. Это тоже счётное бесконечное множество.

Мощность множества всех "существ" НЕ больше, чем мощность множества прошлых моментов времени. Но если бы она вдруг оказалась больше, как считает Бенкен - что бы изменилось? Ничего. Нет ни одного "существа" без бесконечных прошлых жизней.

Бенкен пытается сказать, что мощность бесконечного множества "существ" больше, чем мощность бесконечного множества индивидуальных наборов прошлых жизней? Это тоже НЕ так: каждому "существу" соответствует один-единственный набор именно его прошлых жизней (не чьих-то ещё). Получается биекция: взаимно однозначное отображение первого множества на второе.
Была ли полезна информация?
 
Цитата
Понятие о "существе" в тхеравадинской Абхидхамме есть понятие о вообще не существующем
Из чего это следует?
Была ли полезна информация?
 
The Path of Purification p. 233-235
...
Bhikkhu Ñánamoli:
...
It then gives six kinds of paññatti “according to the commentarial method but not
in the texts”:

(1) Concept of the existent (vijjamána-paññatti), which is the conceptualizing of (making known) a dhamma that is existent, actual, become, in the true and ultimate sense (e.g. aggregates, etc.).

(2) Concept of the non-existent, which is, for example, the conceptualizing of “female,” “male,” “persons,” etc., which are non-existent by that standard and are only established by means of current speech in the world; similarly “such impossibilities as concepts of a fifth truth or the other sectarians’ Atom, Primordial Essence, World Soul, and the like.”
...
(6) Concept of the non-existent based on the non-existent, e.g. “banker’s son,” both being non-existent.

Buddha Abhidhamma Ultimate Science
by Dr. Mehm Tin Mon

p. 362-363
Six kinds of Sadda-pannatti

1 Vijjamàna-pannatti (real concept)
When a name is given to something which exists in reality, then that name is called ‘vijjamàna-pannatti’. All the names of the ultimate realities (paramatthas) belong to this class; eg., Råpa, citta, cetasika, vedanà, sannà, vitakka.

2 Avijjamàna-pannatti (unreal concept)
When a name is designated to something which does not exist in reality, then that name is called ‘avijjamàna-pannatti’. All the names of things which are not ultimate realities belong to this class; eg., Man, dog, house, school, hill, cave.
...
6 Avijjamànena-avijjamàna-pannatti (unreal and unreal concept) It is a sadda-pannatti which makes known a compound name formed by combining and unreal concept with an unreal concept. eg., Ràja-putta (king’s son), movie-actress, company-director, head-master.
Была ли полезна информация?
 
Если я докажу вам ошибочность вашего суждения, вы обяжете себя не создавать более тем с названием "Тхеравада против"?
Была ли полезна информация?
 
Да ничего Вы не докажете, Дрон. Ничего кроме вопросиков не будет.
Была ли полезна информация?
 
Возможно, но, если дурдом уже начался, почему не поучаствовать?
Была ли полезна информация?
 
Здравствуйте, товарищи, я очень рад вас видеть)
Была ли полезна информация?
Страницы: 1
Читают тему

Буддизм - система учений созданная Буддой Шакьямуни в 6 веке до нашей эры в Индии. В наше время буддизм распространен в странах Азии, также учение начало проникновение на запад (Россия, Европа, Америки) где в данный момент создано и создаются многочисленные центры передачи и сохранения учений.
Условно говоря буддизм можно разделить на 3 колесницы - Тхеравада (Хинаяна), Махаяна
 и Ваджраяна.
Основной практикой буддизма является медитация.