Какое отношение к буддисту (к человеку) имеют дхаммы?


RSS
Какое отношение к буддисту (к человеку) имеют дхаммы?
 
Человек это avijjamāna-paññatti, дхаммы это vijjamāna-paññatti. Какое отношение человек и дхаммы имеют друг к другу? Насколько понимаю, понятие о необнаруженном Буддой (= о нереальном) не имеет никакого отношения к понятию об обнаруженном Буддой (= о реальном) - как представление о безначальной сансаре (Будда первого рождения не обнаружил: отсутствие первой жизни это реальная ситуация) не имеет никакого отношения к представлению о творении Ишварой (что нереальная ситуация). А если дхаммы не имеют к человеку отношения, то в чём для человека смысл практики?
Изменено: Германн - 17.04.18 7:46
Была ли полезна информация?
 
Здравствуйте,

наверное тут по тонкостям больше могут сказать практикующие Тхераваду.

С точки зрения Ваджраяны, я бы сказал, что они взаимозависимы и обуславливают друг друга и в равной степени не существуют. И что цель практики выйти за пределы и того и другого... и так далее..

Из Шантидевы

Цитата
Таким образом, не существует

Ни возникновения, ни исчезновения.

Поэтому весь этот мир

Не возникает и не исчезает.


Формы бытия подобны сновидениям.

Если их исследовать, они тождественны банановому дереву.

Поистине нет разницы

Между достигшими нирваны и не достигшими ее.


Если все явления пусты,

Что можно обрести или потерять?

Кто и кого станет почитать?

Кто и кого станет презирать?


Откуда берутся удовольствие и страдание?

Что приятно, а что неприятно?

Когда ищешь истинную природу,

Что такое жажда и жажда чего?
Была ли полезна информация?
 
Сам вопрос поставлен не корректно и является порождением ума определённого человека.Какую цель ставил перед собой писавший?
Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharmaIAST, пали धम्म dhammaIAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.
Дхарма в буддизме
  1. универсальный закон бытия, открытый Буддой;
  2. буддийское учение;
  3. явление, далее неделимая составляющая бытия. Элементарный «кирпичик» сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): «круглое», «длинное», алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведёт к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведёт нравственную жизнь, почитает наставления Будды, то в его «потоке сознания» преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это всё не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны. Дхарма считается одной из центральных и вместе с тем одной из наиболее сложных категорий буддийской мысли. По Ф. И. Щербатскому, природа дхармы непостижима[7].
В буддизме махаяны признаки Дхармы становятся равнозначными признакам Абсолюта, тождественного буддовости (буддхатва)[8] или природе Будды[9]. Высшее из трёх тел Будды, дхармакая («тело дхармы»), определяется только через отрицание различных признаков («не-подвижное, не-постижимое, не-двойственное»).

Взято из википедии.
Была ли полезна информация?
 
Понятие о "человеке" в постканонической палийской Абхидхамме это понятие о чём-то вообще не существующем - о чём-то настолько же непричастном истинной реальности, как вымышленная "Пуруша" санкхьи. У понятия "человек" нет никакого реального денотата.


Тхеравадины же постоянно сопоставляют понятию "человек" реальный денотат - поток параматтха дхамм. Иначе ведь нельзя, к примеру, утверждать перерождения http://forum.theravada.ru/viewtopic.php?f=5&t=3550


Действительно, если понятие о "человеке" (satta pannatti - avijjamaya-pannatti) всё равно что понятие о "Пуруше" - понятие о несуществующем (non-existent) - то несуществующий "человек" не может перерождаться. Именно так получается согласно постканонической Абхидхамме.



Дед Мороз не перерождается, вообще не существуя - так и с несуществующим "человеком".
Была ли полезна информация?
 
Пример неадекватно расширенного отрицания атмана (атта): https://dharma.org.ru/board/topic7794.html


Канонические тексты могут трактоваться как отрицание постоянного, неизменного, вечного атмана - а тхеравадины их трактуют в пользу отрицания любой субъектности, любой индивидуальности вообще, в пользу тотального отрицания реальности "человека". Тем самым, отрицается индивидуальный поток дхамм (лишённый постоянного, неизменного, вечного атмана) - тем самым, отрицается сантана. И та же самая сантана подсовывается под понятие "человек" в другом случае.


Сплошные противоречия логике (нельзя одновременно утверждать, что "человек" на самом деле поток существующих дхамм, и что "человек" на самом деле вообще не существует; истинно либо "А", либо "Не А", третьего не дано).
Была ли полезна информация?
 
Цитата
Канонические тексты могут трактоваться как отрицание постоянного, неизменного, вечного атмана....
Кем, могут трактоваться? Слепыми. или зрячими?
Была ли полезна информация?
Страницы: 1
Читают тему

Буддизм - система учений созданная Буддой Шакьямуни в 6 веке до нашей эры в Индии. В наше время буддизм распространен в странах Азии, также учение начало проникновение на запад (Россия, Европа, Америки) где в данный момент создано и создаются многочисленные центры передачи и сохранения учений.
Условно говоря буддизм можно разделить на 3 колесницы - Тхеравада (Хинаяна), Махаяна
 и Ваджраяна.
Основной практикой буддизма является медитация.