Какое отношение к буддисту (к человеку) имеют дхаммы?


RSS
Какое отношение к буддисту (к человеку) имеют дхаммы?
 
Человек это avijjamāna-paññatti, дхаммы это vijjamāna-paññatti. Какое отношение человек и дхаммы имеют друг к другу? Насколько понимаю, понятие о необнаруженном Буддой (= о нереальном) не имеет никакого отношения к понятию об обнаруженном Буддой (= о реальном) - как представление о безначальной сансаре (Будда первого рождения не обнаружил: отсутствие первой жизни это реальная ситуация) не имеет никакого отношения к представлению о творении Ишварой (что нереальная ситуация). А если дхаммы не имеют к человеку отношения, то в чём для человека смысл практики?
Изменено: Германн - 17.04.18 7:46
Была ли полезна информация?
 
Здравствуйте,

наверное тут по тонкостям больше могут сказать практикующие Тхераваду.

С точки зрения Ваджраяны, я бы сказал, что они взаимозависимы и обуславливают друг друга и в равной степени не существуют. И что цель практики выйти за пределы и того и другого... и так далее..

Из Шантидевы

Цитата
Таким образом, не существует

Ни возникновения, ни исчезновения.

Поэтому весь этот мир

Не возникает и не исчезает.


Формы бытия подобны сновидениям.

Если их исследовать, они тождественны банановому дереву.

Поистине нет разницы

Между достигшими нирваны и не достигшими ее.


Если все явления пусты,

Что можно обрести или потерять?

Кто и кого станет почитать?

Кто и кого станет презирать?


Откуда берутся удовольствие и страдание?

Что приятно, а что неприятно?

Когда ищешь истинную природу,

Что такое жажда и жажда чего?
Была ли полезна информация?
 
Сам вопрос поставлен не корректно и является порождением ума определённого человека.Какую цель ставил перед собой писавший?
Дха́рма, дха́мма (санскр. धर्म dharmaIAST, пали धम्म dhammaIAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар — «поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.
Дхарма в буддизме
  1. универсальный закон бытия, открытый Буддой;
  2. буддийское учение;
  3. явление, далее неделимая составляющая бытия. Элементарный «кирпичик» сознания и мира (о мире самом по себе, независимо от сознания, буддизм ничего не говорит): «круглое», «длинное», алчность, не-алчность, мысль, сознание и т. п. Дхармы мгновенны, непрерывно появляются и исчезают, их волнение и образует человека (или другое существо), воспринимающего мир. Чем больше человек обуреваем страстями, тем меньше среди дхарм благих и больше неблагих, что по закону кармы ведёт к усилению страдания, испытываемого человеком. Если человек ведёт нравственную жизнь, почитает наставления Будды, то в его «потоке сознания» преобладают благие дхармы, и он в этой и последующих жизнях испытывает мало страданий и даже может родиться небожителем. Но и небожители подвластны закону кармы и смертны. Чтобы полностью прекратить волнение дхарм, нужно осознать, что нет ничего неизменного — ни мира самого по себе, ни Бога-Творца, ни вечной души. Когда это всё не только понято, но и осознано, процесс «бывания» прекращается, и достигается нирвана — состояние, которое нельзя назвать ни вечным бытием, ни полным уничтожением: все наши понятия непригодны для описания нирваны. Дхарма считается одной из центральных и вместе с тем одной из наиболее сложных категорий буддийской мысли. По Ф. И. Щербатскому, природа дхармы непостижима[7].
В буддизме махаяны признаки Дхармы становятся равнозначными признакам Абсолюта, тождественного буддовости (буддхатва)[8] или природе Будды[9]. Высшее из трёх тел Будды, дхармакая («тело дхармы»), определяется только через отрицание различных признаков («не-подвижное, не-постижимое, не-двойственное»).

Взято из википедии.
Была ли полезна информация?
 
Понятие о "человеке" в постканонической палийской Абхидхамме это понятие о чём-то вообще не существующем - о чём-то настолько же непричастном истинной реальности, как вымышленная "Пуруша" санкхьи. У понятия "человек" нет никакого реального денотата.


Тхеравадины же постоянно сопоставляют понятию "человек" реальный денотат - поток параматтха дхамм. Иначе ведь нельзя, к примеру, утверждать перерождения http://forum.theravada.ru/viewtopic.php?f=5&t=3550


Действительно, если понятие о "человеке" (satta pannatti - avijjamaya-pannatti) всё равно что понятие о "Пуруше" - понятие о несуществующем (non-existent) - то несуществующий "человек" не может перерождаться. Именно так получается согласно постканонической Абхидхамме.



Дед Мороз не перерождается, вообще не существуя - так и с несуществующим "человеком".
Была ли полезна информация?
 
Пример неадекватно расширенного отрицания атмана (атта): https://dharma.org.ru/board/topic7794.html


Канонические тексты могут трактоваться как отрицание постоянного, неизменного, вечного атмана - а тхеравадины их трактуют в пользу отрицания любой субъектности, любой индивидуальности вообще, в пользу тотального отрицания реальности "человека". Тем самым, отрицается индивидуальный поток дхамм (лишённый постоянного, неизменного, вечного атмана) - тем самым, отрицается сантана. И та же самая сантана подсовывается под понятие "человек" в другом случае.


Сплошные противоречия логике (нельзя одновременно утверждать, что "человек" на самом деле поток существующих дхамм, и что "человек" на самом деле вообще не существует; истинно либо "А", либо "Не А", третьего не дано).
Была ли полезна информация?
Страницы: 1
Читают тему

Буддизм - система учений созданная Буддой Шакьямуни в 6 веке до нашей эры в Индии. В наше время буддизм распространен в странах Азии, также учение начало проникновение на запад (Россия, Европа, Америки) где в данный момент создано и создаются многочисленные центры передачи и сохранения учений.
Условно говоря буддизм можно разделить на 3 колесницы - Тхеравада (Хинаяна), Махаяна
 и Ваджраяна.
Основной практикой буддизма является медитация.